Процедура и нюансы открытия расчетного счета юридическими лицами

Порядок открытия расчетных счетов субъектами хозяйственной деятельности в украинских банках регулируется главой 3 Постановления Национального банка Украины «Об утверждении Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах» № 492 от 12.11.2003. 

Так, юридическими лицами для открытия расчетного счета подаются:

1. Заявления об открытии текущего счета (установленной формы), подписанное руководителем юридического лица или другим уполномоченным на это лицом; если учредительными документами предусмотрена возможность подписания финансовых документов лицами, уполномоченными действовать от имени такого юридического лица без доверенности, дополнительно подается протокол (решение) которым подтверждают полномочия подписанта;

2. Копию, надлежащим образом зарегистрированного, учредительного документа (устава, учредительного договора, учредительного акта, положения в зависимости от организационно-правовой формы). 

  • с 2016 года банки не имеют права требовать нотариальную копию учредительного документа;
  • лучше всего предоставить банку оригинал учредительного документа, с которого сотрудники отделения самостоятельно снимут копию и заверят ее соответствие оригиналу;
  • если регистрация учредительного документа (устава) была проведена после 01.04.2016 года (в таком случае учредительному документу должен был быть присвоен код, а сам документ – обнародован на портале электронных сервисов Министерства юстиции), вместо учредительного документа можно предъявить код регистрационного действия (указывается в верхнем правом углу описи документов, которые предъявляются государственному регистратору для проведения регистрационного действия; состоит из 12 цифр);
  • если устав не был обнародован на портале электронных сервисов, а ведомости в уставе полностью соответствуют данным «Единого государственного реестра юридических лиц и ФЛП», банк обязан принять документ в бумажном виде;
  • требования сотрудников банка выполнить действия связанные с размещением учредительного документа на портале электронных сервисов и присвоение ему кода – не законны и могут быть обжалованы;
  • в случае, если уставу присвоен код, но нет описи (как документа от государственного регистратора с кодом устава), а сотрудники банка требуют опись документов – рекомендуем предоставить банку письмо на имя начальника отделения от имени Руководителя (в письме указать что по состоянию на дату открытия счета «устав юридического лица обнародован на портале электронных сервисов под № 000000000000», подтвердить что по состоянию на дату открытия счета это действующая редакция устава, а также указать номер и дату решения, которым был утвержден устав; подпись, дата);
  • юридическое лицо, созданное и/или действует на основании модельного устава, утвержденного Кабинетом Министров Украины, подает копию решения о ее создании или об осуществлении деятельности на основании модельного устава, подписанного всеми учредителями.

3. Карточку с образцами подписей установленной формы.

  • образцы подписей должны быть нотариально заверены;
  • на карточке указывается адрес главного (центрального офиса банка); лучше, затребовать в отделении бланк карточки со всеми исходными данными для последующего заверения;
  • печать на карточке не обязательна, но лучше поставить.

4. Решение или протокол о назначении подписантов. 

  • рекомендуем предъявить оригинал такого решения;
  • если это вновь созданное юридическое лицо – предъявляется решение об учреждении такого юридического лица;
  • требование сотрудника банка дополнительно предъявить приказ о назначении Руководителя – не законно (решение высшего органа управления, оформленное и подписанное должным образом – единственный первичный документ подтверждающий факт назначения руководителя).

Банк не имеет право требовать выписку или вытяг (извлечение) из единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц предпринимателей, в том числе в бумажной форме.

Не редко возникают ситуации, когда Участник/Учредитель юридического лица, который не является подписантом, намерен контролировать подписание и мониторинг всех финансовых документов (подписывать/отменять платежные поручения, получать выписки по текущему счету и т.п.). По согласованию с высшим органом управления юридического лица, такое лицо может быть назначено вторым подписантом финансовых документов. В таком случае требуется соответствующее решение общего собрания, о предоставлении права подписи финансовых документов (можно дополнительно предоставить право подписи и/или согласования хозяйственных договоров), а так-же предоставить в банк карточку с двумя образцами подписей, заверенных нотариально. Подобные решения часто используются хозяйственными обществами, в составе которых 2 участника (с распределением долей 50/50 или 60/40), один участник назначается Директором а второй – подписантом. При такой схеме, Участник не являющийся Директором, имеет право полностью контролировать финансовую деятельность предприятия, поскольку для проведения любых финансовых операций по такому счету требуются две подписи на каждом документе (в том числе в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи).

Стоит отметить, что право распоряжаться счетом юридического лица – это финальный этап процедуры назначения Директора. При этом права Директора, как подписанта, можно четко регламентировать (в т.ч. ограничить) учредительным документом юридического лица. Есть инструмент ограничения суммы договора или платежного поручения, при котором требуется согласование с высшим органом управления юридического лица. В данном случае, ограничение прописывается в учредительных документах и в последующем регистрируется и вносится в реестр. При открытии счета, сотрудники банка обязаны учесть такие ограничения, если они прописаны в уставе и в государственном реестре юридических лиц.
После вступления в силу Закона Украины 4194 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования печатей юридическими лицами и физическими-лицами предпринимателями», использование печатей для открытия счета будет не обязательным. При этом, юридические лица не лишатся права использовать печать при подписании финансовых, хозяйственных и бухгалтерских документов.

Какие документы необходимы для открытия счета? Как открыть счет в банке? Трудности при открытии счета. Что нужно знать при открытии счета?

Статью подготовил Анатолий Тхор

Юридическая компания “Capital Law Consulting”.

Наши Клиенты